(by Свей) Упаси, Боже, любую страну от одной мысли о
работах Его также называют городским или классическим. Само слово "готика" (итал.
gotico,т.е. "готский", по названию германского племени готов) и переводится
как "искусство готов", т.е. варваров. Необходимо добавить, что итальянские
писатели эпохи Возрождения именовали так любое искусство, далекое от
классических тогда античных образцов. Но со временем оно потеряло оценочную
характеристику. Кстати, в сегодняшнем немецком слэнге существует слово
"goth", что как раз и переводится как "варвар", но обозначает оно
другое... Варварами римляне называли племена, жившие на северных и восточных
рубежах Римской империи.Ими римляне называли не только германцев, но и
кельтов, славян. Варваров, как пленных, так и свободных, римляне поселяли на
землях, опустошенных войной, используя как рабочую силу. Скоро на готов напали кочевники Центральной Азии- гунны. Расправа над
восточными готами (остготами) была настолько ужасной, что западные готы
(вестготы) бежали под защиту Римской империи.Но готы совершили ошибку: земли
были настолько бедны, что не могли прокормить все население, римские
чиновники занимались вымогательством. Последней каплей было вероломное
убийство вождей готов. Все, кто мог, восстали против римлян. Выбрали вождем
Фритигерна, захватывали один римский город за другим. Оказалось, что у
правительства просто нет средств для того, чтобы их остановить. Два года
император Валент безуспешно пытался найти войска для борьбы с готами.
Отряды, которые посылались им навстречу, переходили на сторону восставших.
Все же римлянам удалось откупиться от готов, (более плодородными землями).
Но скоро вновь восстали: римский император Феодосий 1 назначал на
ответственные посты всех других варваров, кроме готов. Выбрав вождем Алариха, восставшие двинулись на Константинополь, но,
получив выкуп, направились в Македонию и далее в Грецию, на Афины, за кот.
они тоже получили выкуп. В это время вандал Стилихон захватил власть в Риме
и стал теснить Алариха. Когда готы подошли к Риму, сенат и император
Гонорий(ему тогда 12 лет) выплатили выкуп. Вскоре Стилихон был убит (впрочем
как и его друзья и сторонники, среди кот. были и готы.В 409 году Аларих
повел готов на Рим. Он захватил римский порт Остию, где содержались основные
запасы муки.В городе начался голод и распр. эпидемия чумы, римляне начали
переговоры, заплатили выкуп- Аларих снял осаду и отошел, но скоро он 3-й раз
осадил город: Гонорий получил подкрепление из Конст-ля и решил прекратить
переговоры. В Риме- опять голод.14 авг. 410 года Аларих взял Рим, потом
повел готов в Сицилию и Кампанию (самые богатые области Италии), он хотел
захватить Африку- она и кормила Рим. Но этому не дано было свершиться:
Аларих умер... 34 лет от роду. А вскоре пришел вандал Гейзерих и уничтожил
Рим. Это было 23 августа 476 года. На развалинах Римской империи возникли
королевства варваров: вестготов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и
вандалов. Начался новый период истории- Средние века... Всем вам известный Освальд Шпенглер в своей книге "Закат Европы" писал,
что именно готика открыла идею личности. Также то, что Фауст ошибался,
предполагая, что эту идею открыл Ренессанс, т.е. эпоха, предшествующая
Возрождению.
Расцвет готики приходится на 12-13 века. Выделяют раннюю, зрелую(высокую)
и позднюю ("пламенеющую") готику. Когда произносится слово "готика", то у
большинства людей по ассоциации приходит в голову словосочетание "готический
собор". Если посмотреть на данные ксероксные листочки, наверняка придет в
голову, что главным признаком готики является высотность. Да, действительно,
соборы высоки. Но в соборах также порожает богатство и разнообразие
аспектов, открывающихся при обходе вокруг собора. Соборы не столько высоки,
сколько протяженны: к примеру Шартрский в длину 130 метров, а длина его
трансепта- 64 метра. Чтобы обойти вокруг него, надо пройти около
полкилометра. И с каждым поворотом облик собора все время меняется. В
отличие от романской церкви (с четкими, легко обозримыми формами) готический
собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях,
каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стена собора не
ощущается, ее как бы и нет. Уступами высятся массивные опорные столбы-
контрфорсы, а в промежутках между ними- изменчивая игра ажурных форм. Собор
полон арок, галерей, башенок, громадных окон, то узких и высоких, то круглых
(т.н. "готических роз"), а главное- статуями. Статуи везде: и внутри, и
снаружи. В том же Шартрском соборе их около 9 тысяч. Собор предназначался не только для служб, но были и другие цели. В ратуше
сосредотачивалась деловая, практическая часть, связанная с городским
управлением, а в самом соборе читались университетские лекции,происходили
театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент.
Кстати, готический театр в отличие от романского стал более светским.
Представления игрались и на площади перед собором, происходили в форме
фарса. Площадь и собор были самыми значимыми местами в готическом городе.
Многие соборы были настолько велики, что могли вместить все население этого
города. А теперь попробуйте представить себе этот город: в центре- собор,
рядом- площадь, вокруг нее- дома богачей (было очень престижно строить около
площади, в центре города. Дальше- домики более бедных слоев населения,
соединенных замусоренными двориками и кривыми улочками. А над этими
двориками высится массивный великолепный собор. Добавление: торговые ряды
располагались ближе к площади. Архитектор Виолле ле Дюк, изучив готическую архитектуру, выявил, что
готический собор имеет такую воздушность в связи с тем, что он состоит из
каркаса, скелета из стрельчатого свода, аркбутанов (т.е. перекидных арок) и
контрфорсов (наружным опорам здания). Стена ничего не несет, она как бы не
нужна для конструкции. А если так, то зачем ей быть сплошной и глухой? На
месте ее появляются галереи (в которых помещались статуи), аркады, огромные
окна (которые использовались для монументальной живописи из цветных стекол).
Причем в таких витражах использовались стекла всех цветов радуги, а с помощи
солнца яркость усиливалась во много раз. Готика использует только чистые и
яркие краски. Средневековый философ Фома Аквинский (1228-1274) назвал
"яркость и ясность" в числе главных признаков красоты: "поэтому,- писал он,-
мы называем красивыми те предметы, которые окрашены ярким цветом. Надо
добавить, что в те времена, богословы считали философию измышлением дьявола,
а естественные науки как ограничение божественной власти, стоящей над
человеческим разумом. Но с богословами спорило достаточно распространенное
тогда философское учение, которое называлось схоластическим. Его предтечей
был Абеляр (1079-1142). Схоласты проповедывали учение, основанное на
богословии и на доктрине Аристотеля. Таким образом они все пытались
объяснить с точки зрения разума, озаренного верой. У них также выдвигалась
версия, что душа не может существовать в человеческом теле, т.к. тело
смертно, а душа бессмертна. Наиболее известные представители- парижане
Альберт Магнус и его ученики: Ульрих Страсбургский и Фома Аквинский (который
в 19 веке признан авторитетом для католической церкви, ее официальной
философии). Некоторые считают, что готические соборы темны и мрачны, но это не так:
живописные, обширные, они предстают как воплощение деятельной жизни сред-
невекового города. Они расчитаны на многолюдье, высокие башни собора- сим-
вол свободы, независимости этого города- (беффруа)- были и дозорными башня-
ми, и колокольней. У ворот их постоянно кипела жизнь: разыгрывались
представления, располагались торговые ряды и т.д..
Почему готику называют городским искусством? Дело в том, что город был
центром искусства, там жили все тогда гениальные ремесленники, художники,
архитекторы и т.д.. Город составлялся самыми активными и мятежными
элементами феодального общества, бывшими крепостными, бежавших от своих
жестоких хозяев. В городе им предоставлялось убежище и такой закон, что
"воздух города делает бежавшего крепостного свободным". Ремесленники в
городах не были чьими-то слугами (как в романский период). Они объединялись
в самостоятельные союзы, в цеха. Во многих городах появлялись университеты.
Хоть городами все еще владели крупные феодалы и монастыри, но горожане
упорно боролись за свою независимость, за свою правду. Они создавали свои
органы управления, куда входили купцы, цеховые старшины и т.д.. Достаточно
часто эта борьба заканчивалась кровопролитием. Соборы и ратуши возводились
по заказу городского управления. Иногда соборы строились даже веками.
Пример: (из северофранцузской готики) собор в Лане строился тогда, когда
Ланская коммуна отстаивала свою независимость. Против нее боролись и сеньор,
и король, и епископ. Епископ Годри был убит восставшими горожанами, а собор
был достроен. Итак, город во времена готики был достаточно сильно развит. Примеры ранней готики: Нотр-Дам де Пари (заложен в 1163), (который
соединил в себе черты романского и готического стилей. Массивные башни
фасада характерны для романской архит., в то время, как крестовый свод,
опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых
арок и множества окон- черты, свойственные готическому искусству. Шартрский
(зал. в 1135)- почти полностью сгорел в 1194, осталось лишь несколько
оснований башен и "Королевский портал"- яркий образец готической скульптуры.
Позднее здание собора было вновь отстроено. К зрелой готике относятся соборы
в городах Реймсе и Амьене. В Реймском соборе (стр. 1211- 1330) короновались
французские короли. Амьенский собор (1218-1268)- самый крупный во Франции
(длина- 145 м; высота- 142,5 м). Во времена готики свирепствовала Святая Инквизиция: Датой принятия является 1229 год. Томас де Тарквемада (1420- 1498)- он
прибегал к смертельным пыткам чаще, чем другие инквизиторы. Он был болен
страшной болезнью- меланхолической эпилепсией. Всепоглощающее беспокойство
вызывает в больном ненависть, отчаяние, гнев, может толкнуть человека на
убийство, самоубийство, воровство и т.д.. Тарквемада сильно боялся за свою
жизнь, он боялся призраков. Внешне был всегда сумрачным, мог подолгу ничего
не есть, целую ночь мог молиться. В 1483 году он получил титул Великого
инквизитора и за 15 лет были сожжены 10200 чел., приговорено к смерти заочно
6800 чел., различным наказаниям подверглись 97321 чел.. Торквемада в первую
очередь преследовал крещёные евреи- марраны, обвиняемые в приверженности к
иудаизму, а также мусульмане, принявшие христианство, - мориски,
подозревавшиеся в тайном исповедывании ислама. В 1492 году Торквемада
склонил испанских королей на высылку евреев из страны. Сжигали на кострах
всех, кто подозревался причастным к колдовству: и тех, кто шутили над
священными писаниями, и красивых девушек ( красота и обаяние считались
дьявольским наследием), но горожане пытались бороться с этим...(рыжие
волосы) Также были крестовые походы, где тысячами гибли люди; и самое
бесчеловечное: крестовые походы детей... Постоянные междоусобные войны,
покорение сеньором города и т.д.. Понятно, почему готическое искусство
драматично (но никак не мрачно!). Если в Византии искусство подвергалось жесточайшей цензуре, то в Европе
голос "низов" был отчетливо слышен. Христос уже изображался как сын простого
плотника, который потерпел великие страдания от власти имущих. Христа
изображали с человеческими чертами (нет того абстрактного религиозного
величия). Характерный тип распятого Христа: голова в терновом венке
беспомощно свеилась на грудь, ребра грудной клетки выпирают наружу, кровь
льется по изможденному телу, ноги скрючены, пригвожденные руки- руки
скелета. Готическ. Христос- не добрый пастырь, не во славе и не грозный
судья, он- просто человек. Скульпторы того времени: Андреа Риччио (итал.),
Клаус Слютер и т.д. Добавление к вопросам религии. В этот период возникает множество ересей,
поэтому возникают монашеские ордена, главной функцией которых была борьба за
чистоту веры. Наиболее влиятельными в культуре были францисканский и
доминиканский. Францисканцы активно боролись за аскетизм жизни, т.е. против
мерзких наслаждений; они были против украшения храмов и монастырей. Этот
орден называли "нищенствующим". Противоположна их точке зрения была точка
зрения доминиканцев. Д. считали, что искусство учит, неграмотным оно
заменяет книги, надо насытить храмы иконами, росписями и скульптурой. Этот
орден в народе называли "орденом ученых", т.к. именно доминиканцы основали
почти все университеты в Европе. Музыка тоже изменилась. На смену церковному одноголосью, григорианскому
хораллу приходит полифонический стиль, т.е. равноправие всех голосов в
многоголосном произведении. Теперь, когда у вас сложилось об искусстве, городе и соборах сложилось
достаточно полное впечатление, можно рассказать о моде, как одевались
жители. В 12 веке романское платье, кот. скорее напоминало монашеское
облачение, постепенно сменяется одеждой, более грациозной и тесно облегающей
фигуру. Мужским идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые штаны и
шкуры, это теперь молодой человек с длинными завитыми волосами, украшенными
цветами. Цвет мужских одежд служил знаком любви или дружбы. К примеру, юноша
как знак любви к девушке носил ее любимый цвет. Прислуга приспосабливалась к
любимым цветам своих хозяев. Так же выражалось и признание дружбы. У женщин
платье тесно прилегало и стягивалось шнуровкой (позднее- в 14
веке-пуговицами), носили длинную юбку, голова накрывалась покрывалом,
изготавливаемое из тонких материй. Оно также имело символическое значение:
грусть подчеркивалась не только темной одеждой, но и темным покрывалом,
которое натягтвалось на лоб. Праздник и веселье- пестрые краски покрывала. И
мужчины, и женщины завивали волосы. Мужчины носили платья, облегающие штаны,
и ботинки с длинными мысами. Мужские штаны имели символическое значение:
зеленый цвет- влюбленность, синий- верность. Повседневные цвета были серый,
черный и фиолетовый. В выходных платьях преобладал красный цвет, но
допускались любые комбинации цветов. В 14 веке был достаточно модным черный
цвет. Сам бургундский герцог Филипп Добрый одевался только во все черное.
Ему подражала и вся его свита. |