Нужно отметить что несмотря на то, что с точки зрения музыкальные критиков
из журналов New Music Express и Sound первые ростки "готики" появились на
рубеже 70-80-х, та готика, которую мы знаем, возникла в 1984-1985 году.
Она возникла из хмурой силы умирающего пост-панка (Joy Division, Virgin
Prunes, Siouxie and the Banshees, etc) и енергии прогресирующей
электронной британской "новой волны" (new wave). В тот момент молодежь уже
насытилась простым мраком пост-панка, а рок-музыка четко определила свою
заезженную колею и потому не было никакой альтернативы. Тогда-то и
обозначилось одно наиболее декадентское, апеллировавшее к самым глубинам
человеческого подсознания музыкальное течение - готика. Сам термин
"готика" тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) -
беспорядочно употреблялись и смешивалсиь понятия типа dark punk, dark
wave, new wave и cold wave (все это определяет термин
"прото-готика"). Среди представителей этого направления надо назвать JOY
DIVISION, BAUHAUS, SOUTHERN DEATH CULT, TONES ON TAIL, THE LORDS OF THE
NEW CHURCH, SEX GANG CHILDREN, RED LORRY YELLOW LORRY, VIRGIN PRUNES,
ALIEN SEX FIEND, SPECIMEN и др. Критика долгое
время употребляла различные названия. Но вскоре готик-группы основатели
стиля - THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, THE CULT, FIELDS OF THE NEPHILIM,
THE CURE стали настолько выделятся на фоне остальных музыкальных проектов
стилистики post punk / proto goth (пост панка . прото-готики) того времени
своей концепцией, что единое обозначение для всего этого стало само
напрашиватся. Совершенно необычно то, что несмотря на совершенное разную
музыку (у всех групп были свои корни - рок, пост-панк, электроника) и не
знание о сущестовании себе подобных - все готик-групы:
а) носили почти тотально черную одежду (в смеси с
красным), сугубо серебряные украшения и использовали схожий имидж как на
сцене так и в жизни (!) и б) писали тексты песен
сочетающие философию и мистику и с) создавали
соотвествующее очень эмоционально напряженную и атмосферную музыку. Именно
атмосфера музыки, схожие идеи эмоционального индивидуализма и броский
"строгий" имидж вызывали одно четкое определение, которое не могло не
возникнуть в в начале 80-тых - ГОТИКА. Все это
внезапно пришедшее поколение в "монашеском" черном с идеями о возрождении
романтики и правды средневековья в душах, умах и внешнем виде сочетало
идеи о боге и дьяволе в творчестве, чистоте и порочности в имидже, и еще
много несочетамых элементов. На то время (конец 70-тых, начало 80-тых) не
существовало единой музыки и идеи, которая бы объеденила людей с схожими
интересами в жизни и нестандартными, авангардными, "умными", dark
romantic, вкусами , но уже было поколение которому нужно было больше от
жизни, музыки, арта и всех смежных областей. Это поколение начало вслед за
группами начало также одеватся в черное - глядя на музыкантов, которые и
на сцене и в жизни придерживались черного имиджа и своих взглядов на
жизнь. Первыми готами в 1980-тых были люди часто находили в этой музыке
свои жизненные принципы и которым была нужна энергия возвышенной,
печальной или мрачной готики, с умными и ироническими текстами....В
отличие от остальных - ГОТЫ ЧЕРПАЛИ И ЧЕРПАЮТ СИЛУ с именно этой музыки ,
которая другим казалась просто мрачной, "загружающей" и суицидальной.И
тогда же в 1980-тых годах газеты и журналы Melody Maker и New Music
Express, а также общество назвало эти группы ГОТИЧЕСКИМИ, а людей, которым
нравилась эта музыка - ГОТИКА , ГОТИЧЕСКИЙ РОК ( gothic , gothic rock ) и
тех, которые начали жить определенным стилем жизни - ГОТАМИ. Повторно и
более детально можно остановится на том почему же группы называли именно
"готическими". Готическими по-всей видимости по следующим
причинам:
Во-первых
мощный, зычный "готический" ("варварский" ) вокал вызывал
сравнение с мощным старинным, мрачным и энергическим зовом племени готов.
А во-вторых одеты были группы
"под" Средневековье : черный бархат и старая
средневековая черная одежда, сапоги, сугубо серебряные украшения,
длинные буйные и хаотические волосы ( часто кстати смешивалась различная
стилистика, так, например, много групп виглядели как средневековые ковбои
- готы ( ковбойские сапоги, средневековые шляпы, старинная стилистика,)
например Fileds of the Nephilim и The Sisters of Mercy ( на определенном
этапе ) ( на сегодня большинство готов преимущественно объединяют в одежде
черную кожу и обыкновенную черную одежду)., В
третьих- в текстах групп ( особенно The Sisters
of Mercy и The Mission ..) звучали элементи - познание, вера,
индивидуализм, вера в себя, бог, душевная боль, мистика, борьба против
догм общества, призыв дойти к себе через преграды общества и т.д.
И
в-четвертых их композиции несли так называемую
"готическую" атмосферу - настроение мрачного
пафоса, возвышенности, искренней боли, сосредоточенной скорби, депрессии,
отрешенности, и общая атмосфера и тексты были насыщены мотивами познания
себя, бесконечного поиска истины, псевдосуицидальной экзальтации, вечного
сочетания любви-смерти, ухода в иные миры... При этом музыка
оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности,
хотя и весьма минималисточной в темброво-драматургическом плане,
созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью
"бесчеловечных" синтезаторов и драм-машин. Тогда и появился
символ готов ( философских готов ) - звезда , которая символизирует
знание, к которому идет человек и обгорелая кожа на человеке, как символ
того, что он должен продираться через общество и его принципи, чтобы дойти
до своей цели...Этот символ создан лидером готической группы THE
SISTERS OF MERCY - Andrew Eldritch'ом, которого считают крестным отцом
готики, человеком, который создал этот стиль. Про него достаточно мало
известно, кроме того, что он знает 8 языков, объездил весь мир, жил в
Индии и Саудовской Аравии, никто никогда не видел его глаз, потому что он
всегда носит черные очки, он не любит журналистов, издает один альбом в
течении 10 лет, 8 видео, которые считаются одними из наилучших в
этой области, все релизы его стали "золотыми", и о текстах песен его пишут
книги, настолько они сложны и одновременно грамотны. В то же время появился
другой символ готов ( мистических готов ). Он, кроме своего старинного
значения, еще символизирует объединение мистики с философией в готике.
Одно из значений анка - вечная жизнь. Но большинстве своем символика и
точки зрения разделились - одни считали, что готика - это более "темная" ,
мрачная, музыка и субкультура связанная с сугубо темными сторонами жизни -
мистикой, окультизмом, и т.д. Другие же счиитали, что готика - это больше
философия и мировозрение базирующееся на самопознании путем музыки
и прилегающих областей. На сегодня в готике есть и те и другие.
Общая же концепция что-то сочетающие различные эементы. Нужно отметить,
что на сегодняший день анк является международным символом всех готов.
Кроме этого среди символов, которые готы носят на теле есть много
символики старинного происхождения - египетская, фракийская,
средневековая, etc. Одежда сначала
была просто сурово матерчато-черная, а со временем (1990-тые) стали сильно
преобладать элементы черной кожы. Сочетания старинных викторианских одежд,
элементов кибер-сексуального фетиша, корсетов дало то, что стало отдельной
веткой моды и как ни парадоксально - стандартным видом готов. Кстати, с
моей точки зрения - черный цвет одежды был тоже как протест против
общественной точки зрения, что черное - плохо, черное - сатанизм. Еще и
сегодня готов успешно путают с сатанистами, как в средствах массовой
информации, так и среди разных людей...Еще в 80-тых готы выделялись среди
остальных "волновиков" своим мрачноватым имиджем (черные одежды,
контрастный грим, серебрянные украшения), и, главное, мироощущением. В их
творчестве это выражалось, в том числе, в приверженности к холодным
синтезаторным и "преобразованным" гитарным тембрам, безжизненным
механистичным ритмам, в "закодированности" песенных текстов, в общем
упадническом духе их музыки. Стилевые особенности готики (gothic)
складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и "нового
романтизма". В конце 80-тых в
начале 90-тых готика
трансформировалась и вобрала в себя прилегающие области искусства -
литературу, кино, арт, фото, етс.. Точнее все это существовало и раньше,
но только в этот период получило соответсвующий термин - готика.
Появились журналы которые были
целиком посвящены готике (gothic) и близким ей стилям (synth
pop, industrial, dark wave, EBM, dark electro, medieval, dark folk, new
wave, neo classic, etc..). Первая волна ("Naked Truth", "Propaganda",
etc.) так называемых zines быстро отсеяла ненужные издания. Среди вала
разной литературы со временем з часом виделились четыре признаных
лидера - "Orkus" , "Zillo", "Sonic Seducer", "Gothic". (все журналы в
Германии). С конца 80-х поднялась так называемая вторая волна "готики" (THE SHROUD,
Rosetta Stone, LONDON AFTER MIDNIGHT, MEPHISTO WALZ, CORPUS DELICTI и
т.д.). А с середины 90-х в "готике" начали прослеживаться новые тенденции,
связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и стилевой
сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal, dark folk,
electro-goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой - со стремлением
"готики" войти в соприкосновение к пограничными субкультурами и
музыкальными стилями, расширить свои выразительные возможности. В 1993 с выходом альбома Bloody
Kisses группы Type o Negative заговорили о существовании стиля
готик-метал (gothic metal). Его сущестовавании и успешное
развитие подтвердили и закрепили такие группы как: Paradise Lost, Secret
Discovery, EverEve, HIM, Oomph, Rammstein, етс, которые стали примешивать
все больше электроники, клавишных и женских вокалов к свой музыкальной
основе. Бывшие металлисти и просто поклонники металической музыки
начинают вливатся в ряди готов таким образом давая свежую кровь стилю и
субкультуре. В конце концов готик-метал начинает впитывать в себя все
больше элементов готики и превращаться в стиль который наравне с другими
более "масовыми" саб-жанрами готики (synth pop, electro, future pop,
gothic rock) очень популяризирует готику, еффективно приводит в ряды сцены
"новых" готов и вовсю "несет" готику в народ. К 1998-1999 на готическую сцену
на более серйозном уровне из Германии приходят проекты замешанные на
модной электронной "темной волне", которые еще с 1988-1989 гг. делали
главный упор в готик-музыке на электронику - Girls Under Glass, Deine
Lakaien, In My Rosary, Love is Colder Than Death, etc...Этот поток быстро
начинает возрастать одновременно с возрастающим колличеством
поклонников электронной готики и близких к ней стилей. Многие любители
таких стилей techno, trance, rave и electro pop начинают переходить на
сторону готической (и около-готической) электроники - dark
wave, electro, EBM, synth pop, dark electro, gothic industrial, synth
goth, etc..Таким образом в готику вливаются все новые и новые
"донации" из разных поколений и любители совершенно различной
музыки. GOTHIC FAQ by Vitaliy "Stranger" Fedun |